Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» в подготовительной группе. Летние кузьминки

Сценарий фольклорного праздника “Кузьминки”

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы, самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы, школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной группы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяну”.

Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица, кокорица моя”.

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”

Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”

Заходят мальчики с Дедом Трифоном.

Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.

Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”

Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.

Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли. Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”

Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.

В конце песни чучело падает.

Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.

Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Аудитория: учащиеся 1-9 классов.

Цель: Способствовать воспитанию патриотизма, гражданской позиции каждого обучающегося; сохранение, развитие связи поколений живущих в нашем городе; эффективное использование потенциала школы и семьи патриотической направленности.

· Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.

· Активизировать интерес детей к истории и традициям нашего города, как частицы нашей Родины

· Способствовать развитию интереса учащихся к обычаям наших жителей, традиционным и православным праздникам старшего поколения. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.

· Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, земляков. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения. Укреплять связь поколений в семье.

· Воспитывать культуру поведения на сцене. Развивать умение публичного выступления, регулировать свои эмоции.

Ведущий: Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября. В народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». Кузьминки всюду слыли девичьим праздником. В некоторых местах существовал обычай. В этот день девушка-невеста считалась в доме хозяйкой. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех. Причем в качестве почетного угощения подается куриная лапша.

Кузьминки праздновали 3 дня. Девушки снимали на эти дни помещение, устраивали ссыпчину и принимали гостей.

Полагалось каждой девушке принести из дома что-нибудь съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали съестное для Кузьминок.

Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.

Кузьминки продолжались до «света». В избе молодежь не только угощалась. Непременно звучали песни и разыгрывались игры.

Читать еще:  Поздравление дедушке с рождением внука

Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

1-й чтец. На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

2-й чтец. А играли как? В горелки!

Их горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Для друзей и для гостей!

Звучит музыка ____________________________________________________________________Заходит хозяйка, ставит пироги, горшок с кашей,

девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка:Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Девочка:И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Хозяйка:Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Девочка:А кто к нам в гости придет?

Хозяйка:Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают

Девочка:Это почему же, тетушка?

Хозяйка:Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Девочка: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка:Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входят девушки под музыку

Хозяйка:Входите, девицы, входите, красные!

Девочка:Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в курень?

Хозяйка:Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка:А на всю зиму пустите?

Хозяйка:Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Девочка:Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Исполняют песню « Что нам осень принесла»

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек

Хозяйка:Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте! Запевайте, девочки! Сегодня необычный праздник. Праздник это ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Девочки усаживаются на лавку, принимаются за работу.

Запевают песню “Осень милая…”

Раздается стук в дверь, и входят мальчики

Мальчики:Дома ли хозяйка?

Мальчики: Можно ли войти?

Хозяйка:Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Мальчики:Веселья вам да радости!

Девочки:Уж давно вас поджидаем, праздника не начинаем!

Девочки: У нас для каждого есть местечко и доброе сло­вечко!

Мальчики:Можно к вам на посиделки?

Мальчики: А не загадать ли красным девицам загадки?

Девочки: Загадайте, добры молодцы!

Мальчики:Отгадайте загадки. Все они связаны с Кузьминками, с бытом казаков, временами года.

• Всех наградила, все загубила. (Осень.)

• Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз.)

• Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

• Черна мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (Каша.)

• Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо.)

• Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

• Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух.)

• По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо.)

• Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша.)

• В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

• У матери двадцать деток, все детки – одинаковы. (Курица и цыплята.)

• Кто на свете первый певчий? (Петух.)

Девушки отгадывают загадки.

Хозяйка:Что-то мы засиделись, надо ножки поразмять.

А сейчас давайте проверим, какие вы молодцы проворные. « Угол на угол!»

Проводится игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один, водящий – в центре. По сигналу водящего: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а водящий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, – проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – выбывает из игры.

А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник? Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру. Повеселимся и мы. Приглашаем парней на петушиные бои.

Проводится игра «Петушиный бой»

Два участника стоят в очерченном кругу, руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга

Хозяйка:Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Нужно обязательно про курочек поиграть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки. Все спрашивают, курочка отвечает.

Курочка- рябушечка, куда ты пошла? – На речку!

Курочка- рябушечка, за чем ты пошла? – За водой!

Курочка- рябушечка, кому та вода? – Цыпляткам!

Курочка- рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю станицу кричат!

Цып- цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по залу под мелодию (______________).

Все останавливаются, образуя круг.

Проводится игра «Куры-курченяточки»

Водящий (выходит на середину круга),

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т.д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры.

Вот какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается стук в дверь. Входит кузнец.

Идет кузнец из кузницы.

Несет кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:А что вы умеете делать?

Кузнец:А вот что!

Звучит русская народная песня «Во кузнице»

Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец:Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка:Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?

Хозяйка:Ну так зови!

Проводится игра «Пантомима»

Кузнец стоит в центре зала и показывает движения, игроки повторяют.

Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас – кузнецов именуют ещё «кашниками».

На Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Давайте сварим кашу и мы.

Проводится игра «Хозяюшка»

Девочки должны перебрать различную крупу.

Хозяюшка:Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло.

Хозяюшка: Смотрю и гости наши не с пустыми руками пришли. Угощения принесли.

Демонстрация блюд из тыквы (домашняя заготовка)

Хозяюшка:А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

После этих слов исполняется танец «Семечки»

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением!

Ну, друзья и подружки, все хорошо, поплясали,

немного пошутили, пора и по домам!

Звучит песня « Осень, осень наступила»

Ведущая:Подходят к концу наши посиделки у Кузьмы и Демьяна.

Мы с вами пели, танцевали и играли.

Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться! Спасибо, гости дорогие, что вы зашли к нам на огонек.

Теперь можно и чайку попить и угощениями насладиться…..

Звучит завершающая песня « Самовар»

Автор: Хамутовская Антонина Владимировна

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий

Оформить бесплатно документ можно здесь

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» в подготовительной группе. Летние кузьминки

В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.

Читать еще:  Поздравить его с днем рождения. Желаю не стареть, не болеть. Ну где нам взять такую песню

Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

В данной методической разработке представлен русский народный обряд «Кузьминки». Кузьми́нки осенние (Курьи именины)- день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили.

Разработка рассчитана на детей младшего, среднего возраста (7-15) лет.Она будет полезна преподавателям колледжей, школ, воспитателям и музыкальным руководителям детских садов.

Цель мероприятия:

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи:

Обучающиеся:

  • дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
  • познакомить детей с разными жанрами фольклора;
  • обучение пению в народной манере.
  • развитие творческих способностей, навыков импровизации, хороводного пения через их собственную художественную деятельность;
  • улучшение артикуляции и выразительности речи;
  • развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.
  • воспитать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
  • воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.

Для успешного мероприятия требуется:

  • большое хорошо освещенное помещение;
  • музыкальные и шумовые инструменты: баян, бубен, треугольник, трещотки, деревянные ложки;
  • декорации , реквизиты: макеты стен дома, двери, изгороди, икона, чучело Кузьмы ( набито соломой, одето в мужские штаны и рубаху, опоясано кушаком, обуто в лапти, на голове кепка) , полотенца, дорожки, три-четыре скамьи, прялки, дрова,корзины, в них: пятачок, горшок масла, мед, крупа, курица; стол, на нем: самовар, яйца, блюдо с угощениями: баранками, пирогами, яблоками, каравай на подносе с полотенцем;
  • русские народные костюмы для детей.

Подготовительный период:

Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего обряда.

(Сцена оформлена под русскую избу. Хозяин, хозяйка и дети в доме)

Хозяйка: Нынче у нас праздник веселый!

Проводы осени золотой, да встреча зимушки снежной.

1 ребенок: В ноябре зима с осенью борется.

2 ребенок: Праздник Кузьминки – по осени поминки.

3 ребенок: Праздник этот, не безделья, домашнего рукоделия!

4 ребенок: Праздник этот ремесла, домашнего очага!

Дети: Скоро к нам гости придут? ( слышно из-за двери)

Девушки : Айдате к тетке Глаше на посиделки! (входят в зал и поют).

( Входят девушки с песней «На березе листок вянет»[2, стр.62-63])

1)На березе листок вянет,

Видно, летичко прошло,

В посиделочки мы ходим,

Видно, время подошло.

2)Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

3)Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я веселы посиделочки

Без памяти люблю.

Все гости: Здравствуйте, хозяева ! Мир Вашему дому!

Хозяева и их дети: Здравствуйте!

1 девушка: Позвольте нам войти!

2 девушка: Пустите нас в свою избу на посиделки!

Хозяйка: А чем платить будете? Чай ваши посиделки мне недешево обойдутся: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

3 девушка: А что надобно ?

Хозяйка: Да немного : (загибает пальцы)

Дровец возок, керосину жбанок,

Пшеницы полпуда, гороху три блюда,

Меду туесок, масла горшок,

Да денег пятачок!

Девушки : Вот так немного!

4 девушка: Ладно, мы про этот обычай знаем !

5 девушка: Мы все принесли:

6 девушка: И дрова,

7 девушка: И мед, и масло!

8 девушка: И крупу! И пятачок! (относят гостинцы на место: дрова, мешочки, горшочек и т.д.)

Хозяйка: Вот так-то и хорошо! Вот так-то и ладно!

Усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу

(Девочки усаживаются на лавки. )

9 девушка: Работа да руки – надежные в людях поруки.

1 девушка: Прялка не Бог, а рубаху дает!

2 девушка: В соседней хате уже рубахи ткут, а у нас еще и пряжа не

Хозяйка: Девчата, ну что ж, Вы молчите?

Просите Кузьму Демьяна сравнять вас поздних с

Девушки: «Батюшка Кузьма-Демьян!

Сравняй меня позднюю с ранними !»

1 ребенок: А кто такие Кузьма и Демьян?

2 ребенок: Кто ж их не знает!

3 девушка: Это святые, они девушкам рукодельничать помогали.

4 девушка: А я слышала, что они людей лечили.

Ни копеечки за это не брали.

5 девушка: Подумаешь, что ты слышала. Всем известно, что эти

святые мир в домах семье хранить помогали.

6 девушка: А что это мы в тишине сидим? Да песен не поем?

7 девушка: Весело поется – весело прядется.

Хозяйка: А ну-ка, девчата! Запевайте!

(Девочки работают, поют: часть сидят, прядут, другие водят хоровод )

Песня «Уж, ты прялица» [ 2, cтр. 53-54 ]

1.Уж, ты прялица, ты прялица моя,

Ты красавица, красавица моя.

Ты расписана листочками,

2. Уж, ты прялица, ты прялица моя,

Сослужи-ко службу верную,

Сопряди-ко нитку тонкую,

Нитку тонкую, шелковую.

3. Я ткачам те нитки шелковы отдам.

Нитки шелковы отдам да прикажу,

Чтоб соткали разноцветный поясок,

Поясок такой, какой я накажу.

4. Чтоб соткали разноцветный поясок,

Поясок такой, какой я накажу.

Я на праздник, на гулянье соберусь,

Поясочком тем шелковым подвяжусь.

5.Буду прясть, да попрядывать,

На подруженек поглядывать.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

(К сцене идут парни с гармошкой, несут чучело Кузьки, общаются между собой.

3 ребенок: ( выглядывает в окно)

Девушки, девушки, парни идут!

4 ребенок: Они куру несут!

1 ребенок: И Кузька с ними!

Все парни : Расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Все парни: Здравствуйте, хозяева! (поклон)

Все парни: Здравствуйте, девицы- красавицы! (поклон)

Все девушки: Здравствуйте, коль не шутите!

1 парень: А мы вот мимо шли, да в гости зашли.

2 парень: Мы вам куру принесли, она нынче именинница.

Хозяйка: Ай, да, молодцы, хлопцы ! Ведь Кузьминки — это еще забота о домашней птице. Присаживайтесь. Ищите себе местечко поудобнее.

Хозяин: Да соседку посимпатичнее !

Хозяйка: Сядем рядышком на лавке,

Вместе с вам посидим.

Хозяин: Загадаем-ка загадки,

Кто смышленый – поглядим .

2 ребенок: Чур, я загадаю! (выбегает к хозяйке) Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится.

Девушки, парни: Яйцо!

Хозяйка : Умнички какие!

3 ребенок: И я загадаю!

Хозяйка : Ну, посмотрим, эту отгадаете или нет.

3 ребенок : ( выбегает к хозяйке) Шапочка алая, жилеточка нетканая,

Девушки, парни: Курица!

Хозяйка: И эту угадали! Молодцы!

8 девушка: Ну-ка народ, становись в хоровод! (под русскую танцевальную мелодию передают по кругу платочек, выкрикивая поочередно «У-ух, у-ух». При остановке музыки, кричат хором «Ух. » . Тот , на котором остановилась музыка , выходит в центр круга, приплясывает, под хлопки, выкрики , стоящих в хороводе).

Хозяйка: Пришли Кузьминки, оберег принесли.

Для души, для дома, для здоровья, для счастья!

9 девушка: Чтобы курочки водились! На насесточку садились. ( помогает раздавать яйца )

Хозяйка: Угощайтесь! (Раздает пришедшим яйца.) Угощайтесь! Угощайтесь! (Угощает их яйцами) ( все встают в ряд, говорят хором)

Хором : Ты катись, яичко, да – ко Думе Господней!

Дай ты нам защиты и добра дай и спасу!

1 девушка: Ой, гляньте-ка , что-то наш Кузьма загрустил.

вСЕ: Развеселим. (встает и говорит).

1 парень: За дело – не мы, за работу – не мы,

2 парень: А поесть, поплясать –

3 парень: Против нас не сыскать.

Парни: А у нас ложки да трещотки. ( хлопают ложкой на окончание слова)

Девушки: А у нас ножки да ладошки. ( топают ногой или выставляют носок, показывают ладошки-руки вверх, в стороны)

(Все исполняют русскую народную песню «Подай балалайку»:

  • музыканты, сидя на скамейках играют на ложках, трещотках, бубне ;
  • девушки встают в ряд полукругом, сзади танцоров, пританцовывают;
  • три девушки и трое юношей ( в центре с балалайкой) танцуют;
  • мальчик с чучелом Кузьмы пританцовывает и поет).

  • «Подай балалайку» ( «Во горнице во новой»)

1.Во горнице во новой, да стоит столик дубовой.

Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.

2. Стоит столик дубовой, ох, ножки точаные .

Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.

3. Как за этим за столом, ох, три невестушки сидят.

Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.

4. Три невестушки сидят, ох, про Ванюшу говорят.

Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.

5. Балалаечка играет, балалаечка поет.

Балалайке сделай ножки. Балалаечка пойдет.

Припев: Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.

Подай балалайку, подай балалайку, подай балалаечку сюда.

(В конце песни чучело падает.)

Девушки: Ох, упал, родимый! (две девочки поднимают Кузьму)

1 парень: (гладит Кузьму по голове)

Знать, конец празднику приходит.

1 девушка : Кузьма нас потешил, осень с собой принес, дорогу зиме

Хозяин: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Хозяйка: Хлебосольством, да радушием,

Знаменит наш добрый край!

2 девушка: Гости, милые, примите

Все: Вкусный, славный каравай!

Хозяйка: Угощайтесь, гости, дорогие, чем Бог послал.

3 девушка: Пироги, да ватрушки,

4 девушка: Сладкие пампушки.

(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, пироги, ватрушки, баранки, яблоки).

Читать еще:  Новогодние пожелания в прозе. Душевное поздравление с новым годом в прозе

5 девушка: Прощайте, люди добрые!

2 парень: До новой осени!

6 девушка: До нового урожая!

Все: Добра Вам и радости!

(поют, стоя на месте, пританцовывают) «На березе листок вянет»

На березе листок вянет,

Видно летичко прошло.

(машут правой рукой, прощаются)

Значит время подошло.

Значит время подошло.

(Все кланяются, под музыку уходят со сцены, из зала)

Смолеха Елена Викторовна. Сценарий фольклорного досуга «Кузьминки» для подготовительной группы.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Сценарий фолклорного досуга “Кузьминки” для подготовительной группы. Цель: познакомить детей с одним из русских народных обрядовых праздников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Смолеха Елена Викторовна. Сценарий фольклорного досуга «Кузьминки» для подготовительной к школе группы.

Структурное подразделение отделение дошкольного образования детей на базе ГБОУ школа № 582. Приморский район, г. Санкт-Петербург.

Цель: познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Кузьминки».

Задачи: развивать творческие способности детей; знакомить с традиционными русскими народными праздниками; прививать любовь к русскому народному фольклору; развивать понимание названий праздников, традиций и обычаев празднования; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Предварительная работа: разучивание русских народных песен, разучивание народных игр, поговорок.

• русская народная песня «Пряха»

• русская народная песня «Во кузнице»

• русская народная песня «Прялица»

• русская народная мелодия «Светит месяц»

• Игра «Никанориха гусей пасла»

• пословицы и поговорки

Оборудование: деревянные ложки, столы, скамейки, прялка, сундук, куклы для кукольного театра.

Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка : Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора

Петь и плясать, всех в округе забавлять.

1 Девочка : Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 Девочка : Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка : И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 Девочка : Много мы обрядов знаем.

4 Девочка: А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка: Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 Девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла».

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик».

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел».

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка: Давно вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем!

Мальчики : А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка: А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики : А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка : Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник – «Кузьминки».

Мальчики : Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец – Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец – Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец – Галки – вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец – Варите кутью.

1-й кузнец – Поминать Кузьму.

«Кузнецы» : Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка : А что вы умеете делать?

Кузнецы : А вот что!

Исполнение русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка: Славно потрудились, мои хорошие.. Самовар готов, пироги сейчас поспеют. (дети садятся).

Какой нынче месяц на дворе, знаете?

Хозяйка: А как его звали в народе? Как величали?

Дети : Листогной, студёный.

Хозяйка: А вы моё сердечко повеселите, да пословицы о ноябре скажите.

Ноябрь — ворота зимы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Хозяйка : Ноябрь – последний месяц осени и отмечают в этом месяце праздник «Кузьминки». А какие поговорки про этот праздник вы знаете?

Кузьминки – об осени одни поминки.

Кузьминки – встреча зимы.

Кузьма и Демьян – праздник кузнецов.

Хозяйка: Правильно говорите. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, поэтому и зовут их бессребрениками.

Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Девочка: Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка: Старым старушкам – шерсти клок,

А красным молодушкам – белый ленок.

Девочка: Тут и прялица стоит,

Напрясть пряжи нам велит.

Девочки поют песню «Уж ты, прялица»

Девочка: Весело поется, весело прядется.

Про нашу пряжу худо не скажут.

Что выпрялось, то и выткалось.

Невелико веретено, а всех одевает оно.

Танец с платками. Под музыку Р.Н.М. «Светит месяц».

Хозяйка : Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

Мальчик: А много гостей – много новостей!

Хозяйка: А каких новостей?

Мальчик : Да, веселых. Вот послушай!

1. – Андрейка, детка, о чем плачешь?

– Об ворота ударился!

– Когда это случилось?

– А что же ты сейчас плачешь?

– Да вчера дома никого не было!

2. – Где ты был, брат Иван?

– А что Петр делал?

– Да на печи лежал!

3. – Я медведя поймал!

– Так веди его сюда!

– Да он меня не пускает!

Хозяйка : Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы –

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

-Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Исполняется хороводная игра «Дударь».

В центре круга водящий – Дударь.

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг Дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?

– Нога! – Начинается игра сначала.

Если Дударь сказал: «Все болит!» все разбегаются, а Дударь ловит играющих.

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка: Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Кажется, к нам еще гости идут!

( На ширме появляется Петрушка)

Петрушка: Я Петрушка,- развеселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята!

Все: здравствуй Петрушка!

Хозяйка: А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

Купец: Я купец- в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: да, не воровать, а торговать.

Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец: Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей?

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: да не гонял я голубей.

Купец: Да не смеши, Петрушка людей.

Петрушка: Просишь меня, побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, купец убегает.)

Петрушка: Пей, купец, чай, головой не качай.

Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись.

Хозяйка: А какой же праздник без угощения? Мы вас к чаю приглашаем!

Чай горячий – наша сила,

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье.

Выпьем чай из самовара.

С сушками с ватрушками.

(все пьют чай, угощаются)

Ребёнок : Посидели, повеселили, пора и честь знать. Спасибо Хозяюшка за веселье да за угощение.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598927/
http://www.prodlenka.org/scenarii-prazdnikov/osennie-prazdniki/9345-scenarij-folklornogo-prazdnika-kuzminki
http://xn--d1amf2c.xn--p1ai/%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%86/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/11/19/stsenariy-folklornogo-prazdnika-kuzminki

Ссылка на основную публикацию