Самые красивые открытки с рождеством христовым. Появление праздничных почтовых отправлений в России

0

Самые красивые открытки с рождеством христовым. Появление праздничных почтовых отправлений в России

Открытки с Рождеством Христовым 2019

Открытки с Рождеством – это классический способ поздравить любимых и родных нам людей, несмотря на расстояния. Прикольные картинки на Рождество Христово принято отправлять через социальные сети (Одноклассники, Вконтакте), по электронной почте и любыми другими способами. В нашем каталоге собраны только новые красивые открытки с Рождеством, которые непременно порадуют каждого получателя. Мы регулярно дополняем коллекцию рождественских картинок, а значит вы можете отправлять их как можно чаще, и делать это абсолютно бесплатно!

Картинка гиф Рождество Христово

Анимационная открытка Рождество Христово

Праздничная картинка Рождество Христово

Поздравительная открытка Рождество Христово

Зажглась звезда Христос родился, с рождеством

Поздравляю тебя открыткой с Рождеством Христовым

Поздравляем с Рождеством открывайте двери в дом

Счастливого Рождества на душе пусть станет чисто

Поздравляю с Рождеством пусть ангелы вас оберегают

Пусть Рождество в ваш дом войдёт

Счастливого и волшебного Рождества

С Рождеством дорогие мои

Пусть Рождество к нам придёт

Поздравляем с Рождеством открывайте двери в дом

В рождественский вечер чудесный хочу пожелать я добра

Пусть Рождество войдет в ваш дом

В праздник Рождества Я желаю всем добра

В день чудесный Рождества вам желаю волшебства

Самые волшебные рождественские открытки дореволюционной России

Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…

Православные празднуют Рождество 7 января. До 1918 года Рождество в России отмечали 25 декабря – в день, когда его отмечают католики и протестанты, однако в нашей стране это было 25 декабря по юлианскому календарю, а большинстве европейских стран и США – по григорианскому. Григорианский календарь был введён в России только после революции, и в современном григорианском календаре «юлианское» 25 декабря попадает на 7 января.

Традиция шумно отмечать Рождество издавна существовала на Руси. Но Петр I внес в этот праздник много новинок.

По примеру Германии, на улицах и в домах Петербурга стали появляться елки и еловые ветки. Тогда никто не воспринимал это деревце как новогоднее и даже не помышлял украшать его в преддверии праздника.

«В знак доброго начинания и нового столетия века после долгожданного благодарения Богу и пения в церкви, по большим знатным улицам и перед воротами домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых», – говорилось в приказе царя.

В России традиция праздновать Новый год появилась при Петре Первом. В 1699 году он издал указ, которым ввёл новое летоисчисление – от Рождества Христова, и с 1700 года Новый год повелел праздновать по-европейски – 1 января. К всеобщему смятению, 31 декабря пополуночи Пётр I лично открыл празднества несусветным сумасбродством – запустил ракету, которая, оглушив присутствующих, обдала всех искрами, копотью и пороховой вонью. Далее царь повелел хмельно гулять всю неделю, вменил в обязанность 1 января всем поздравлять друг друга с праздником и наряжать ёлку! Из всей крамольной затеи именно последнее вызвало наибольшее изумление честного люда. У древних славян любимыми и почитаемыми деревьями всегда были дуб и берёза. А ель отождествляли с печалью и скорбью: они считали её «деревом мёртвых», с праздником она никак не ассоциировалась. Поэтому Петру I даже пришлось издать указ о «правильном» праздновании Нового года: «По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Так впервые в России справили зимний Новый год. Некоторые историки утверждают, что первые зелёные красавицы с украшениями появились в Петербурге на крышах и заборах питейных заведений.

После смерти Петра I ёлки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров продолжали украшать ими свои заведения, причём эти ёлки стояли на крышах круглый год – отсюда пошло название трактиров – «ёлки-палки».

Ослушаться батюшку тогда не рисковали, но, как известно, русский народ тяжело принимает новшества. Поэтому после смерти Петра елки вновь исчезли.

– Существует несколько разных легенд, почему христиане выбрали именно елку, – говорит основатель Детского музея открытки в Петербурге Виталий Третьяков. – По одной из версий, четыре ангела приветствовали Христа когда он родился. А потом разделили мир и полетели за подарками каждый в свою сторону. Северный ангел прилетел на север и увидел искрящееся снегом дерево. Он решил, что это будет самый лучший дар. Срубил деревце и принес его Христу.

Традиция украшать ее появилась в ХVI веке. Немцы вверх тормашками прикрепляли ее к потолку, а внизу устраивали пляски.

Вернуть рождественскую елку в первой четверти XIX века задумала жена великого князя Николая Павловича, будущая императрица Александра Федоровна. Вероятно, будучи немкой, она скучала по родным традициям.

В 1817 году она устроила первую рождественскую елку с подарками в московском Кремле. Затем они стали появляться в Зимнем дворце. Каждому ребенку полагалась своя «зимняя красавица», рядом с которой было принято складывать подарки. Говорят, в преддверии Рождества Николай I лично отправлялся по магазинам, чтобы купить что-нибудь приятное для своих близких.

Читать еще:  Самая лучшая поздравлялка с днем рождения женщины. Поздравить женщину с днем рождения душевно красиво

Вскоре новую традицию переняла аристократия, а затем елки стали появляться и у обычных горожан.

Волшебника по имени Дед Мороз в царской России не существовали. Да, никто не клал подарочки под елки на Новый год.

Зато люди верили в святого Николая Мирликийского. Считалось, что он покровительствует детям, особенно немощным, и приходит к ним на Рождество.

На открытках святого изображали привычным нам образом: в красном халате, с длинной бородой и мешком, полным приятных мелочей. Позже советские идеологи повторили этот образ, создав Деда Мороза.

Сейчас на рождественских открытках могут изображать Иисуса. Как ни странно, но в царские времена этот образ не был сильно популярен. Чаще всего на карточках появлялись ангелы.

– Этот символ был распространен по всей Европе. Одинаковые открытки с разными надписями продавали в Германии, Франции, России, – говорит Виталий Поляков.

Европейские технологии по производству открыток были намного лучше. Наши мастера не могли наносить блестки. Поэтому очень часто на открытках можно встретить типичные европейские пейзажи.

С появлением фотографии, стали появляться фотооткрытки.

– Коллекционеры называют их крашенки. Это практически ручной труд. Потому что цветной фотографии не было, а цвета наносились кисточкой и анелиновыми красками. В мастерских сидели женщины и раскрашивали.

Чаще всего такие открытки продавались в фотоателье. Они пользовались бешеным спросом, ведь картинка впервые стала «живой».

Еще одна ценность подобных карточек заключается в том, что в них заключен «дух времени». Смотришь на такие открытки, и видишь, какие платья носили дети, как одевались мужчины, как наряжали елки. Все другое. А вот лица не изменились. Все та же радость от того, что праздник, от того, что в кругу семьи.

В царской России все отлично знали символы Рождества и Нового года. И было недопустимым, чтобы на новогодней карточке появились, к примеру, ангелы. Хотя иногда такие оплошности встречались.

– Издатель мог запутать все, что угодно. Нарисовать символы, связанные с Новым годом, и написать поздравление с Рождеством. Это просто двоечник-издатель. Я думаю, что такие открытки хуже продавались, потому что люди тогда очень хорошо знали символы, – говорит Виталий Третьяков.

Представьте только, каждая открытка – ручной труд! Да, копии могли отпечатывать в типографии, но оригинал всегда создавался красками и кистями. И ведь правда чувствуется, что в открытки вкладывали душу. А как иначе может получиться такая красота?

На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.

Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гуляния – святки. И несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно. На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых – люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.

Другие рождественские открытки изображают детей или молодых людей, в рождественскую ночь ходивших из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и называется – славление. Было принято останавливаться под окнами, петь песни, в прибаутках желать хозяевам дома добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании всегда был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.

Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол. Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.

Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.

Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом. И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.

Истории вещей. Как москвичи поздравляли друг друга с Рождеством в прошлом веке

Сегодня в рубрике «История вещей» один из главных праздничных символов и атрибутов — открытки. Рассматривать будем рождественские почтовые карточки вековой давности из коллекции Музея Москвы.

Читать еще:  Христианское поздравление с рождением сына. Красивые поздравления с рождением сына родителям в стихах

Сто лет назад открытки были важнейшим видом обмена информацией. Их издавали в огромном количестве с самыми разными сюжетами. Изначально их называли карточками для корреспонденции, почтовыми карточками или открытыми письмами (отсюда и «открытка»). Это был формуляр, на котором с одной стороны писался адрес получателя, а с другой — текст отправителя. В России открытые письма появились в 1872 году, а иллюстрированные почтовые карточки — в 1895-м, когда была отменена монополия государства на их производство. С 1904 года и в Российской империи, и во всем мире стали производить уже привычные нам открытки с красивыми картинками. Разумеется, самым частым поводом для отправки было поздравление с праздником, главным образом с Рождеством.

На самых старых рождественских открытках все персонажи рисованные. С появлением фотографии начали печатать изображения с постановочными сценками с участием детей. Такие, как вот эта открытка из коллекции Музея Москвы. На обороте сохранилось поздравление, написанное в конце 1912 года учеником своей учительнице: «Многоуважаемая учительница С.Т. (Софья Тимофеевна). Поздравляю вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова и желаю хорошо встретить и провести».

Вплоть до революции Рождество в России отмечали 25 декабря, по юлианскому календарю. Оно плавно перетекало в празднование Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.

На открытках были как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, изображали детские зимние забавы. Популярны были зимние пейзажи, праздничные сценки, сцены подготовки к празднику.

К 1917 году иллюстрированные почтовые карточки обрели такую популярность, что даже не хватало производственных мощностей, чтобы полностью обеспечить спрос. Поэтому часть открыток, имевших хождение в России, до начала Первой мировой войны печаталась за рубежом — в Германии и Швеции.

Открытки были и самостоятельным, чрезвычайно востребованным жанром изобразительного искусства. Над их созданием трудились известные художники Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Большой популярностью и поистине всенародной любовью пользовались открытки Елизаветы Бем. Впрочем, в ходу были как карточки, созданные выдающимися художниками и отпечатанные в лучших типографиях, так и выполненные на бумаге более низкого сорта для массового потребителя. Изготовители открыток проявляли большую фантазию: открытки были рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромосеребряные и даже с золотым обрезом.

История рождественской открытки в России до революции

Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, ее нарисовал художник Королевской академии Джон Хорсли. Он хотел сделать приятное своему другу сэру Генри Коулу, который не мог придумать, как порадовать на Рождество любимую бабушку. А бабушка сэра Генри прославилась среди соотечественников тем, что основала Музей Виктории и Альберта.

Джон Хорсли придумал украсить открытку (12×7 см) настоящим рождественским триптихом: в центре художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». На открытке художник усадил за праздничный стол все семейство старых и малых Коулов, на переднем плане поместил поздравление «С веселым Рождеством и Новым годом» и внизу поставил пометку «от кого», чтобы человек, пославший открытку по почте, мог вписать свое имя. Открытка имела бешеный успех. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Однако пуритане резко заклеймили печатное произведение Хорсли за то, что художник вложил в руки всех своих персонажей, включая детей, по бокалу красного вина. Но несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.
Издатель детских книг и иллюстрированных альбомов Джозеф Канделл отпечатал 1000 экземпляров, и за каждую открытку Коулы получили по шиллингу – это были очень большие деньги! (Как сообщила газета «Дейли мейл», недавно на аукционе «Блумсбери» в Лондоне был продан один из 30 уцелевших экземпляров первой открытки, которую за 5170 фунтов приобрел неизвестный покупатель.) В качестве материала использовался жесткий картон, а картинки раскрашивались вручную. Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам – не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.

Рождественские открытки, по мнению историков, существовали и раньше. Их прототипом можно считать гравюры и литографии на темы Рождества, очень популярные в период Средневековья.

Робер Кампен, “Рождество Христово”

Позже в Европе стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям. Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал законодателем мод – визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.

Читать еще:  Открытки на католическое рождество и новый год. Лучшие открытки с рождеством христовым

А все началось в далеком Китае, две тысячи лет тому назад. Накануне праздника хозяин вывешивал возле двери мешочек с надписью: «Извините, что не могу принять лично», чтобы в первый день Нового Года, все те, с кем не смогли повидаться, оставили свои визитные карточки с праздничными пожеланиями. (с) http://www.bulengrin.com/inform/postcards/

В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке – ее потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем открытки стали печатать за рубежом, преимущественно в Германии, специально для России по заказу крупных книжных лавок.

В России еще со времен Екатерины II на Новый год и на Рождество личные посещения и развоз визитных карточек с раннего утра почитались обязанностью, приятной и радостной, но весьма хлопотной. Поэтому английская мода – поздравлять друг друга почтовыми открытками очень быстро прижилась в Российской Империи.

А пересылать по почте открытки стали в России с 1894 года, когда министр внутренних дел, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал соответствующее распоряжение.

Дело в том, что первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России в 1872 году, но право их выпуска было предоставлено только почтовому ведомству. В соответствии же с распоряжением 1894 года через почтовый департамент стало возможным пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями.

При этом адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как у стандартных карточек почтового департамента. Это разрешение было дано в ответ на многочисленные просьбы русских предпринимателей, которые обращали внимание правительства на то, что в западноевропейских странах иллюстрированные открытки уже прочно вошли в почтовое обращение, а в России их выпуск искусственно сдерживался.

Таким образом, в 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России. Они были видовыми и представляли собой монтажи из нескольких видов того или иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)».

На рубеже XIX и XX столетий выпуск иллюстрированных открыток приобрел широкий размах. Все более разнообразной становилась их тематика. Кроме открыток с видами городов и местностей появляются открытки с изображением типов населения России, поздравительные, рекламные, юмористические и другие.

Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия.

К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время «почтовых карточек».

В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом».

И особенно отрадно было то, что, как писало одно издательство: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».

Для России открытки стали практически особым способом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9х14 см). Для нее было недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.

Тематика Рождественских открыток была самой разнообразной, всего и не перечислить. На открытках находили свое отражение все события, происходившие в то время, и первая мировая война тоже не стала исключением.

После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к данному празднику.

Источники:

http://otkritkiok.ru/prazdniki/rozhdestvo-khristovo
http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/123117_samye-volshebnye-rozhdestvenskie-otkrytki-dorevolyutcionnoy-rossii
http://www.mos.ru/news/item/49367073/
http://anastgal.livejournal.com/1273828.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии