Нужно ли праздновать новый год православным. Можно ли праздновать новый год и поздравлять с этим праздником

0

Нужно ли праздновать новый год православным. Можно ли праздновать новый год и поздравлять с этим праздником

Дозволено ли христианам праздновать Новый год?

Вопрос не в том, дозволено или нет праздновать Новый год. Лично я НЕ ХОЧУ его праздновать. Всегда, даже до знакомства с библией, я видел, что в этом праздновании что-то не то. Но как и все, по накатанной колее, вместе с родственниками и т. д. А что-то не то, то это вот что. Говорят, что Новый год – это самый популярный праздник (в России). Это сосредоточие всех составляющих страстей и надежд нашего общества. А это основано всё, извините, на чёрт знает на чём. Во многом всё идёт вразрез с библейскими принципами и основано на древних языческих (иногда жутких) ритуалах. Но дело не в истории, современные люди привносят в это празднование свои представления, от некоторых (петарды), даже наша собака не знает что делать – полная паника.

В общем, надуманная радость, ни на чём не основанная.

Вы спрашиваете – Дозволено ли христианам праздновать Новый год?

В Библии прямо не указаны списки праздников недозволенных, так как со временем появляются новые праздники. Но в ней записаны принципы которыми христианин руководствуется и на основании этих принципов принимает личное решение, от которого складываются с Богом отношения. Если на каком либо празднике есть что то, что Бога расстраивает, или Ему противно, так как это событие учредил его противник, Сатана. То будет ли христианин любящий Бога, отмечать такое событие? Нет! Он на событие начинает смотреть глазами Бога.

Какими принципами будет руководствоваться христианин? Вот некоторые из них:

  • 2 Коринфянам 6:14-18 сказано , что нужно отделится от языческого, чтоб быть детьми Бога
  • празднование какого либо события, не должно быть связано с пьянством, перееданием, кутежами и идолопоклонством об этом записано 1 Петра 4:3,4; Римлянам 13:13; Галатам 5:19-21.
  • само название не делает праздник угодным Богу мероприятие, для примера смотри Исход 32:4:10
  • событие признано в народе, но не упомянуто в Библии, могут быть частью мира прославляющие людей, а не Бога. Такие события христианин тоже не отмечает, так как он не от мира как и Иисус (смотри Иоанна 17:14-16)

Учитывая выше приведенные принципы подумайте, стоит ли отмечать новый год? Если это праздник был посвящен языческому богу Янусу, на этом праздновании переедание, и кутежи с попойками в народе.

Решение за вами, но не забывайте, от принятого решения – вы удаляетесь от Бога или сближаетесь с Ним.

Новый год по-православному

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних — начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное — любовь». Любовь действительно — «самое существенное», но ведь пост — тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала Рождественского поста или Рождества, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством. В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, — значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

«Новый Год — это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово «антихрист» означает не только «противо-Христос», но и «прежде-Христа». Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста — хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским — является «антихристовым» в чистом виде»

Ни много ни мало — все те, для кого Новый год праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру — то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» — стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом — беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами — себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).

Читать еще:  Милые пожелания с летним днем сестре. Красивые поздравления с днем рождения сестре. Красиво поздравить сестренку с днем рождения

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот — в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», — говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого — значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост — установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой — чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное — потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое — чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас — во всем мире — любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному. Читайте также:

Праздновать ли новый год? Новый год в православной семье

Древние римляне началом года считали март, потому что, по преданию, в марте Ромул основал Рим.
Таким он считался в России и в гражданском употреблении до 1343г., когда Поместный Собор постановил считать первым месяцем года сентябрь, по примеру Александрийской Церкви. Март же остался до наших дней началом и основанием пасхальных вычислений, и первое его число служит началом года, который называется пасхальным годом.
С 1700г. указом Петра I установлено считать вместе с европейскими народами началом гражданского года 1 января.
Год, началом которого служит 1 сентября, остался в церковно-богослужебном употреблении и называется церковным годом.

Нужно ли праздновать Новый год? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных – другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю» только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

Участие в праздновании Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Новый год для всех людей – особенно теплый праздник. Это – как повеяло весною, это – как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает – уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год – больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле – утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», – говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе – христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год – это праздник всех людей. Он – как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это – мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было – в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!» В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Читать еще:  Поздравление дмитрия трейдеру с днем рождения прикольные. Прикольные поздравления дмитрию с днем рождения

Приближается Новый год, в связи с чем в некоторых верующих семьях опять будет поднят вопрос о его праздновании: надо ли? Можно ли? Не грех ли?
В конце 80-х — начале 90-х, когда начали открываться храмы и масса людей, утоляя духовный голод, обратилась к вере, то некоторые из неофитствующих объявили войну Новому году. Бесовский праздник, власти придумали, в разгар поста да за столом сидеть… Негативное отношение подогревали всяческие брошюрки с перечнем грехов современного человека, авторы которых отмечающих Новый год были готовы предать анафеме, да и многие батюшки отрицательно отзывались об этом празднике.
Сейчас, 25 лет спустя, страсти по Новому году утихли, горячие головы поостыли, и теперь уже можно обсудить этот вопрос без эмоций и лозунгов. Итак, можно ли, надо ли отмечать Новый год?
Скоро перевернется последняя страничка календаря, и мы скажем: «Ну вот, еще один год прошел». Этот праздник — отличная возможность вспомнить все, что было в ушедшем году, и поблагодарить Господа за все, что Он послал нам, за хорошее и, может, не очень хорошее, за скорби и радости, за встречи и расставания, за бесценный опыт, который мы получили. В некоторых семьях есть традиция: накануне Нового года или в первый его день всей семьей идут в церковь и заказывают благодарственный молебен.
Праздник Нового года не противоречит празднику Рождества Христова, и, несмотря на то, что Новый год приходится на постное время, его все равно можно скромно, по-постному отметить, ведь для хорошей хозяйки не проблема приготовить вкусные постные блюда.
Время поста совсем необязательно должно быть временем уныния и печали: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися…» (Мф. 6:16). Просто все должно быть в меру. В праздновании надо соблюдать приличия и держаться благочестия.
Новый год еще следует отмечать потому, что дети могут не понять: все вокруг отмечают новый год, всем дарят подарки, а они обделены этой радостью. Если отнестись к этой ситуации мудро, то ее можно обратить на пользу: объяснить детям, что для вашей семьи главный праздник это Рождество, и большие подарки вы получите на этот праздник, а на Новый год — небольшие. Можно еще раз вспомнить святителя Николая чудотворца, историю его жития, рассказать, почему подарки принять подкладывать ночью. Главное не противопоставлять себя «грешникам и язычникам», не осуждать и не воспитывать в ребенке негативного отношения в Новому году. Потом, когда дети подрастут, с ними уже будет можно договориться, а пока маленькие, не стоит лишать их радости праздника.

Ничто не согревает так душу, как напоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве… Среди них — обязательно праздничная елка с запахом свежей хвои и мандаринов, окутанная мерцающими огоньками и каким-то особенным семейным теплом. И еще — гости, большие и маленькие.

А теперь вы и сами решили устроить домашнюю елку для своих дошколят. И не беда, если она состоится не в канун Нового года, а за день-два до него или после. Устраивать детям праздники и делать подарки — в любом случае сплошное удовольствие!

Приготовления желательно начинать уже сейчас, чтобы успеть все сделать, не торопясь. К примеру, взявшись мастерить самодельные елочные игрушки, не огорчайтесь, если они получатся немного корявыми. Зато, сколько в них будет вложено детской фантазии, ведь дети такие выдумщики. И как только игрушки будут готовы, приступайте к украшению комнат — и это лучше делать всем вместе. Включите музыку, пусть уже сейчас в доме будет празднично и весело.

По стенам можно развесить не только дождик, елочные и воздушные шары, но и флажки, которые нетрудно сделать из конфетных оберток. Дети умеют с невероятной легкостью генерировать гениальные идеи: например, изобрести волшебный новогодний фонарь, засунув обычную елочную гирлянду в вазу из цветного стекла. Или повесить конфеты на потолок на нитках разной длины: срываешь одну — а там вместе с конфеткой веселое пожелание на весь грядущий год. Наряжая праздничную комнату, имейте в виду, что в ярко освещенном помещении будут хорошо выглядеть разноцветные украшения из бумаги, а при слабом освещении — все то, что блестит.

Создать праздничное настроение можно в любой части вашей квартиры или дома — не только в зале или детской, но и в ванной комнате. Для этого вложите в руки детей кисточки, а в качестве красок используйте зубную пасту, подкрашенную гуашью. Предложите им нарисовать на кафеле еловую веточку с парой шаров, зайчика, снежинку. Можете и сами попробовать включиться в этот процесс. Поверьте, это будет весело, а хлопот при дальнейшей послепраздничной уборке принесет немного.

Не забудьте украсить и кухню, ведь все завтраки и ужины даже в новогодние каникулы ребенок будет проводить именно здесь. Разместите вместе с ним в небольшой вазочке новогоднюю композицию из отдельных еловых веточек, конфет в цветных фантиках, разрисуйте мандарины смешными «рожицами». А в качестве гирлянды можно использовать любой подсобный материал — даже апельсиновую или мандариновую кожуру.

Поближе к Новому году можно уже вплотную заняться лесной красавицей. Вначале устойчиво закрепите ее, выберите удобное и в то же время безопасное место, а уже затем начинайте украшать. Естественно вместе с ребенком. Пусть он сам нанижет на веточки разноцветные шары и игрушки, украсит их дождиком. Кстати, для украшения можно использовать не только традиционные стеклянные игрушки, но и мягкие; а также мандарины, конфеты, шоколадки и прочую вкуснятину.

Кстати, почему бы вместо привычной елки вам не порадовать ребятишек «конфетно-фруктовой»? Такая «сладкая» елка вызовет у детей не меньше восторга. Для ее исполнения сверните кусок картона в форме конуса или вырежьте конус из пенопласта. Естественно, позаботьтесь и об устойчивости — обрежьте основание и приклейте к нему картон прямоугольной формы, по типу подставки, после чего «елку» густо обклейте (или прикрепите нитками) конфетами в ярких обертках и увешайте ее мандаринами. Не забудьте вашу композицию украсить бананами.

Наряжать елку удобнее на первую неделю нового года, когда вы не слишком заняты предпраздничными приготовлениями и уже явно ощущается всеми новогодняя атмосфера. Желательно на утро, причем нужно учитывать, что детский праздник не должен быть слишком длинным (двух-трех часов для дошколят будет вполне достаточно). Заранее пригласите тех, кого хочет увидеть на этом празднике сам ребенок, а не тех, кого «надо». Если на елке детей будет много, можно попросить одну-двух мам вам помочь. Таким образом, вам будет легче и за порядком проследить, и поиграть с детьми, и заснять их на видеокамеру.

Сами устройте ребятишкам костюмированное «представление». Например, приходят к вам дети в обычной одежде, а прямо в коридоре их ждет большая коробка, полная всяких нарядов: костюмы Ангелочка и Ветра, Снежной королевы и Арлекина, лисички и зайчика. Пусть наряжаются сами — так будет гораздо интереснее. Простенькие наряды можно легко придумать самим или же взять костюмы напрокат.

Продумывая меню детского новогоднего стола, сделайте акцент на оформлении, а не на калорийности блюд. И помните, что самые вкусные для детей блюда — отнюдь не самые трудоемкие!

Когда мы задумываемся над тем, чем занять детей на празднике, важно помнить о том, что им трудно заниматься чем-то одним более 15-20 минут. При этом желательно перемежать спокойные игры — подвижными, песни — хороводом, загадки — рисованием. И во что бы то ни стало, стараться избегать соперничества между детьми: на елке — это лишнее.

Итак, вы не знаете, чем занять детвору? Устройте, например, на кухне конкурс лепки из теста, а в ванной комнате — страну мыльных пузырей, где каждый попробует свои силы в этом искусстве. У кого получится самый большой пузырь? А самый «живучий»? Спальню можно легко превратить в театр теней. Для этого только нужно натянуть плотную светлую ткань и подсветить ее снизу лампой.

После игр и застолья выйдите все вместе на воздух, поиграйте в снежки, полюбуйтесь елочными огнями в освещенных окнах. Если где-то рядом с вашим домом стоит елочка, сходите и на нее тоже. Поводить хоровод возле огромной елки на свежем воздухе — это ли не здорово!

Читать еще:  Поздравления с днем рождения для никиты. Никита, поздравляю тебя с днем рождения

В общем, как вы понимаете, детский праздник — это не праздник для детей.Это праздник вместе с детьми, попытка создать некое пространство, где всем — и взрослым и детям — хорошо и весело. Так постарайтесь все сделать на «ура».

Источники: сайт «Мамочка»,азбука веры

Молитва в день Hового года

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зижди́тель, сотворивший времена и ле́та, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою Святoго Тела и Пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворе́ние возду́хoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими.

Как православные должны праздновать Новый год


Во всём мире Рождество отмечается до Нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют Новый год. Почему у нас не делают так же?

Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый (грегорианский) и старый (юлианский). Русская Православная Церковь придерживается старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви и на монашеской Святой горе Афон. И не случайно. Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху после Пасхи еврейской. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо: в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю, а календарь — это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем.

Сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но было время, когда Новый год у нас праздновался после Рождества. Поста уже не было. Всё было в норме. До 1918 года летоисчисление в нашей стране было по юлианскому календарю, которого сейчас и продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Новый год был праздником светским и приходился на святки — дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.

Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. Однако после революции 1917 года была проведена календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что, из-за смешения стилей, празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Для многих православных христиан встреча Нового года — это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со взрослыми есть и дети.

В современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет желание повеселиться. Сделать торжество плоти. Отмечать Новый год пьянкой и гулянкой — обычай советский, а никак не русский православный. Церковь же больше думает о духовном, чем о плотском.

Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному (хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном — это тоже допустимо).

Новый год — это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом. Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Новый год — это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать два стола — постный и обычный. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Никого не следует осуждать. Дело в том, что пост — это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго — пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится — по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.
Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год — праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Текущая неделя — не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января — за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут «встречать» новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. И не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе (например, раньше такой датой было и 1 марта, и 1 сентября). Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2332110-dozvoleno-li-hristianam-prazdnovat-novyj-god.html
http://www.pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslavnomu/
http://vsehsvyatskiy.prihod.ru/2014/12/19/prazdnovat-li-novyj-god-novyj-god-v-pravoslavnoj-seme/
http://slovobozhie.com/2018/12/kak-pravoslavnye-dolzhny-prazdnovat-novyy-god.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии