Фольклорный праздник масленица”. Методическая разработка «Сценарий народного праздника «Погулёна масленка”

0

Фольклорный праздник масленица”. Методическая разработка «Сценарий народного праздника «Погулёна масленка”

Архипова С. Ю., руководитель отдела художественно-эстетического образования гоудод «Детско-юношеский центр» Методическая разработка по организации и проведению праздника «Погулёна Масленка»,

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сценарий народного праздника

Курган, 2011

Организация проведения народного календарного праздника «Погулёна Масленка»: методическая разработка.

Составитель: Дурнева Е.Н., методист отдела художественно-эстетического образования ГОУДОД «Детско-юношеский центр»

Рецензент: Архипова С.Ю., руководитель отдела художественно-эстетического образования ГОУДОД «Детско-юношеский центр»

Методическая разработка по организации и проведению праздника «Погулёна Масленка», сценарий праздника предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, организующих семейный досуг через приобщение к традиционной народной культуре, возрождение календарных народных праздников.

Фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, и на первый план этнокультурного воспитания подрастающего поколения выступает проблема, связанная с вопросом, как естественнее и непосредственнее ввести ребёнка в мир народной культуры; как сделать это вхождение желанным, занимательным, личностно-окрашенным?

Один из путей решения этого вопроса – возрождение народных обрядов и праздников – практикуется очень интенсивно и составляет основу множества учебных и творческих программ в образовательных учреждениях.

Такая непосредственная встреча со своей национальной культурой способна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир личности, явиться гарантом её устойчивости. Наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций являются праздники. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Народный праздник всегда выполнял и важные социальные функции, поскольку в нём человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народной культуры.

Праздники национальной традиции развивают у обучающихся эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всесторонне знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.

Подготовка и проведение праздников национальной традиции позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития обучающихся, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

Народный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все. Он заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества.

Формы проведения народного праздника разнообразны и различны по степени близости к народным традициям. Наиболее естественными для школ и учреждений дополнительного образования могут стать те праздники, в которых традиционно принимали участие дети: Сороки, Масленица, рождественские колядки и святочные гадания и др.

Масленица – это один из самых любимых народных праздников, связанных с проводами зимы.

Наибольший успех у праздника там, где он построен на народных обрядах и играх, позволяющих каждому включиться в ход праздника активно, непринуждённо и весело. Сделать это простым копированием старины невозможно. Ведь в разных местах Масленица праздновалась по-разному. А вот выделить общую и устойчивую основу традиционного праздника можно. Это борьба сил зимы и весны, завершающаяся весёлым сожжением Зимы-Масленицы и всеобщим праздничным ликованием, «пиршеством». В центре праздника – блины, как символ солнца и вместе с тем как поминальная трапеза по отжившей своё зиме (по древней традиции Масленица также сочетает поминовение умерших родственников с чествованием и обрядовыми весёлыми испытаниями для молодожёнов). Самое главное – четко уяснить, что Масленица – это проводы зимы, а не встреча весны. Для встречи весны в народном календаре есть свои особые праздники.

Масленичные ритуалы давно стали весёлыми игровыми обрядами, а обилие подходящих для праздника забав, весёлых состязаний и игр просто неисчерпаемо.

Сценарий народного праздника «Погулёна Масленка» обобщает многолетний опыт проведения его в условиях учреждения дополнительного образования. Главный вывод из опыта: проводить этот праздник надо «всем миром» – объединёнными силами педагогов, обучающихся, родителей, общественных организаций и, если есть, спонсоров.

Успех праздника во многом зависит от его подготовки. Хорошо, когда она начинается заранее, без спешки. Необходимо соблюсти все основные этапы подготовки, а именно:

  • -создание творческой группы;
  • составление, обсуждение и утверждение сценария праздника;
  • распределение обязанностей и заданий между учебными группами и коллективами;
  • информационная подготовка к празднику (выпуск масленичной газеты, беседы о празднике с обучающимися, проведение определённых обрядовых действ по дням масленичной недели и др.)
  • разучивание музыкального и игрового материала (основу предложенного сценария составляет местный музыкально-этнографический материал);
  • подготовка необходимого реквизита для проведения праздника (масленичное чучело, игровой инвентарь и др.)

Особенностью подготовительного периода является отсутствие совместных репетиций всех участников праздника. Это должно компенсироваться хорошо продуманным, чётко организованным ходом праздника с ясно выделенными этапами проведения праздника. Ход праздника должны хорошо представлять и направлять весь праздник в нужное русло так называемые «заводилы». В данном сценарии эту роль выполняют скоморохи, Матушка – Забавушка.

Большая работа при подготовке праздника связана с сооружениями из снега и льда для игр и забав (снежный городок или снежные фигуры, горки и др.). Чтобы эта работа была не в тягость, её лучше провести в соревновательно-игровой форме между учебными группами и коллективами или всем вместе накануне праздника. Можно для этой работы привлечь родителей.

Читать еще:  Поздравления с прошедшим днем рождения мужчине. Поздравления с прошедшим днем рождения мужчине прикольные

Массовые гуляния у русского народа такие как, Масленица, часто связаны с совместной трапезой, что помогают вовлечь в праздничное действо родителей обучающихся и других гостей праздника

В день проведения праздника надо собраться пораньше – не только для украшения места и другой подготовки, но и для того, чтобы до прихода гостей начать игры. Разыграться, развеселиться с самого начала – в этом главный секрет того, как сделать весь праздник весёлым, ярким и дружным. Для организаторов праздника он должен быть не просто работой, а именно праздником, приятнейшим моментом жизни. Главное здесь в осознанности важности и успешности проводимого дела, но должна быть оставлена возможность и для общих со всеми радостей: покататься, поиграть, купить что-нибудь на ярмарке.

Заканчивается праздник обязательно общим чаепитием с блинами. Ведь Масленица же!

Цель: приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей и подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственности поколений через возрождение народных праздников и обрядов.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями бытования масленичного действа, строением масленичной недели, значением и смысловой нагрузкой каждого дня.
  2. Разучить музыкально – этнографический материал: заклички, песни, игры, хороводы, пословицы, поговорки, небылицы.
  3. Создать условия для пробуждения интереса к народному творчеству и развития творческих способностей детей и подростков.
  4. Способствовать формированию уважительного отношения к народным традициям, истории родного края.

Условия проведения праздника: Праздник проводится на улице, на просторной площадке (площади). В связи с этим время проведения праздника должно составлять не более 50-60 минут. На территории празднично украшенной площадки сооружёны снежный городок и горка.

Возраст участников: Праздник семейный, в нём могут принять участие все возрастные категории: от маленьких детей до пожилых людей.

Музыкальное сопровождение: В целях соблюдения традиционных условий бытования праздника используется народные музыкальные инструменты: гармошка (баян), балалайка, свистульки и шумовые инструменты.

Матушка – Забавушка (заводила, ведущая праздника)

Конспект урока музыки на тему «Русские обряды – Масленица» (1 класс)

Предпросмотр страницы №3

Дети в ролях Масленицы, Весны, Леля готовятся заранее.

Наша Масленица годовая –

Она гостьюшка дорогая.

Она пешею к нам не ходит,

Всё на конях разъезжает.

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

Звучит аудиозапись песни.

М а с л е н и ц а: Я гуляла с вами, теперь села в сани.

По лесам плясала, больно я устала…

Кончилось веселище, беритесь за делище.

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

– Ребята, повторяйте за мной:

С зимушкой простилася.

Они весну кликают…

Исполняем закличку «Жаворонки-жаворонушки».

Исполнение (повторение разученной ранее на уроках песенки-заклички).

Поворачиваемся на восток – кланяемся(оттуда появляется Весна).

Вот тебе, матушка Весна, хлеб да соль!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью,

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С хлебом обильным, с урожаем богатым!

Л е л ь. Весна-красна, на чём пришла? На чём приехала?

В е с н а. На сошечке, на бороночке!

Л е л ь. Весна-красна, что принесла?

В е с н а. Поливай, дождь, на бабину рожь,

На дедову пшеницу, на девкин лён

(Весну сажаем на стул-трон посредине.)

Л е л ь. Овсень, овсень, дай блинка!

Овсень, овсень, я гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей.

Исполнение (повторение) колядки (щедровки) «Щедрик-Петрик».

В е с н а. Ой, вы, красные девицы!

Ой, вы, добрые молодцы!

Загадаю я вам загадушки.

Отгадаете – будет радость вам.

Расцветут цветы все лазоревые,

Улыбнётся вам красно солнышко.

Учитель загадывает весенние загадки:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц . (Март)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Пробивался сквозь снежок

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок! (Подснежник)

У ч и т е л ь. Солнцу красному – слава!

Все повторяют: «Слава!»

Солнцу нА небе – слава!

Все повторяют: «Слава!»

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счёт летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами и ответом Бога-Солнца.

Внеклассное мероприятие «Масленица – проводы зимы»

Праздник-конкурс для учащихся и их родителей.

Читать еще:  С днем рождения коллеге мужчине search query. Веселое поздравление коллеге мужского пола. Милое поздравление с днем рождения мужчине коллеге

Масленица – проводы зимы

Цель: дать понятие о сущности праздника «Масленица», о его ритуалах; развить интерес к обычаям и обрядам нашего народа; дать возможность проявить актёрские способности учащимся, воспитывать эстетический вкус, любознательность, любовь и уважение к традициям старшего поколения.

Для проведения праздника необходимо:

Оформить горницу: стол и лавки, накрытые рушниками, домотканными дорожками, на стене – рушники, на столе – самовар, чашки, блюдца, мёд, блины, керосиновая лампа (свечи).

Подготовить костюмы для хозяев, гостей, ряженых, музыкальные инструменты для ряженых (бубны, гармошки, дудочки, колокольчики)

Сделать чучело Маслены и нарядить его, символы Солнца.

Напечь блины, пряники.

Подготовить музыкальное сопровождение: опера Римского-Корсакова «Снегурочка», русские народные песни, проигрыватель, пластинки; подготовить с учащимися песни о Масленице.

Для проведения конкурсов: длинный шнур, две корзины, 10 «снежков», две тележки, шнур с палочками на концах, пряники для награждения, две косынки.

Подготовка к празднику.

Детям объявляется о проведении праздника за месяц.

Все учащиеся классов принимают участие в поиске материала о празднике: расспрашивают родителей, бабушек, дедушек, читают и отбирают литературу.

Распределяются роли: сценаристы, артисты (ведущие, гости, ряженые), художники по костюмам, художники-оформители, кулинары, составители конкурсов, музыкальные редакторы, снабженцы, редакторы, музыканты, осветители, пожарные (отвечают за технику безопасности при проведении праздника).

(Класс затемнён, на сцене – горница).

Сцена 1 (на сцене горница, стол накрыт к чаю, самовар, варенье, чашки, рушники). Сидят хозяин и хозяйка.

Он: Зимний день короток, только сделали все работы во дворе, вот и вечер.

Она: А вечер длинный какой! Сколько всего успеть можно связать, вышить, напрясть.

Он: А твои гости молодые придут сегодня?

Сцена 2. Стук в дверь. Входят гости.

Он. Гость на порог – хозяину радость.

Она. Будьте как дома, присаживайтесь. Чайку откушать и гармошку послушать, милости просим.

Сцена 3. Гости рассаживаются.

Гость 1. Зима заканчивается, скоро весна, тепло будет и на душе веселее.

Гость 2. А зимой тоже весело было: праздники какие – Рождество, Новый год. Таких праздников не будет до самой Пасхи.

Гость 3. Не может быть. Хозяйка, ведь есть ещё весёлые праздники?

Она. Есть. За 8 недель до Пасхи справляли праздник проводов зимы -Масленицу. Люди в эти дни обряжались в маски (личины), мужики – в женские, а женщины – в мужские. А кое-кто, вообще, надевал страшные костюмы – пугала. Да только не очень этих пугал боялись, зато смеялись от души! Гуляли ряженые по улицам, будоражили народ, звали на гулянье.

Гость 3. А мне бабушка говорила, что всю Масленицу пекли блины, оладьи, пирожки и калачи. Целую неделю разрешалось есть коровье масло, а не растительное, как во время поста. Вот поэтому и праздник назвали Масленица.

Гость 2. А мне дома говорили, что дети ездили по огородам на ухвате или кочерге с блином в руке и пели.

Гость 1. А давайте позовём мою бабушку.

Бабушка. Здравствуйте, люди добрые! Благодарю вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить, Масленицу отпраздновать. А знаете ли вы, что это за праздник, почему он так называется?

Из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «перепёлочка», «ясочка». Вся неделя празднования масленицы по церковной терминологии именовалась «мясопуст», то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за масленицей, и будет длиться 7 недель до самой Пасхи. Нельзя есть мясо, но можно есть молоко, сыр, творог. Отсюда народ прозвал эту неделю сырной. Кроме того, не воспрещается и рыба. Но главным атрибутом этого праздника считались блины. Даже поговорка была такая: «Без блина не масленица, без пирога не именинник». На Украине часто варили вареники с сыром, пекли гречневые блины – гречаники. Круглые масленые блины -символ Солнца. Первый блин, как правило, посвящали умершим, его клали на божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках.

Гость 3. Спасибо, за интересный рассказ. Присаживайтесь к нашему столу.

Сцена 5. Стук в дверь. Шум.

Входят скоморохи, ряженые. Несут чучело Масленицы-Зимы (на крестовине из палок, из соломы, наряд из лоскутков, на голове корона, на груди яркая лента, ёлочная звезда – былое царское величие), несут символы Солнца, украшенные лентами. Колокольчики, бубны, гармошки, дудочки. Музыка («Прощай, Масленица!», хор из оперы H.A. Римского- Корсакова « Снегурочка»).

Ряженый 1. Здравствую, дорогая гостья Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок зелёненький, новомодненький,

Шуба синяя, латки красные.

Ряженый 2. Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.

Ряженый 3. Едет к нам с добром:

С сыром, маслом и яйцом,

С блинами и пирогами,

Живёт Масленица 7 деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков!.

Он. Входи, Масленица. С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов Зимы холодной, встречи весны ясной!

Читать еще:  Поздравления с днем 8 марта любимой подруге

Она. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица (ряженый). Всего на семь дней. Мой первый день – «встреча»,

Четвёртый – «широкий четверг»,

Пятый – «тёщины вечёрки»,

Шестой – «золовкины посиделки»,

Седьмой – «прошеный день».

Все поют. А мы Масленицу ожидали,

Дорогую гостьюшку встречали. Блинами гору устилали, Сверху маслицем поливали. Как от блинов гора крута, Как от маслица гора ясна.

Она. Рады видеть вас, гости дорогие, рассаживайтесь.

( ставят Масленицу, рассаживаются)

Гость 1. Мне интересно, что означает название каждого дня Масленицы и что нужно делать в эти дни?

Ряженый 4. А я вам расскажу. На «встрече», в понедельник, наряжали в женские одежды соломенную куклу Маслёну и отвозили её на самую высокую снежную гору, чтобы Маслёне было видно, откуда весна идёт. На второй день «заигрыши» парни зазывали девушек кататься на санях. На «лакомки», в среду, собирали только родню, зятья ходили к тёще на блины.

В «широкий четверг» все шли на гулянье,

В пятницу, на «тёщины вечёрки», и в субботу, на «золовкины

посиделки», отдыхали, судачили, блинами объедались. Молодежь на

улицах строила снежные городки, устраивала баталии.

В воскресенье – «прощёный день» – устраивали проводы Масленицы,

Собирали дрова, жгли Маслёну, бросали в костёр и блины, блин – это

символ будущего плодородия. При этом говорили: «Масленица, прощай!

На тот год опять приезжай!».

Встречать весну нужно с чистой совестью и телом. Поэтому в «прощёное воскресенье» люди ходили в гости, мирились, целовались. Встречаясь на улице, приветствовали друг друга, просили прощения даже у незнакомых. Встретившись, один говорил: «Прости меня, пожалуйста!». Второй отвечал: «Бог тебе простит». Обида была забыта. По окончании Масленицы все шли в баню.

Сцена 9. Учитель проводит викторину. Отвечающего награждают блинами.

Вопрос 1. Что символизирует блин?

(восточные славяне в IX – Xвеках поклонялись богу Солнца Яриле.

Очевидно, именно символом Солнца является горячий круглый блин.)

Вопрос 2. Из какой муки и теста готовили блины на Масленицу?

(из пшеничной, ячной, овсяной, гречневой муки; а из теста пресного или кислого).

Вопрос 3. С чем принято было есть блины?

(с красной и чёрной икрой, с солёной сёмгой, с маслом, с мёдом, со

сметаной, с вареньями, кашами)

Вопрос 4. Какие пословицы и поговорки о Масленице и блинах вы знаете?

( «Не житьё, а масленица»,

«Хоть с себя что заложить, а Маслёну проводить»,

«Без блина не Маслена»,

«Без кота мышам масленица»,

«Первый блин комом»,

«Масленица – объедуха, деньгам – приберуха»,

«Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»).

Вопрос 5. Отгадайте загадку: «Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?» (блин) – хором.

Она. Тогда и отведайте все по блинчику.

Входят люди с блинами:

Повар 1. В древней Руси люди приносили друг другу самое вкусное, что у них было: хлеб и мёд.

Повар 2. Просим, гости дорогие, отведать наших блинов.

Он. Гостеприимству и широте народного гулянья на Масленицу можно позавидовать.

Любимыми забавами были катание с горки на санках, салазках, бересте. А ещё катались на лошадях вокруг деревни, строили ледяные горы. А после катаний ребята толпой обходили деревню и, останавливаясь у окон, просили:

«Ти – Тинка, Подайте блинка, Оладышка-прибавишка, Уж вы не скупитесь, Масленым кусочком поделитесь!

Она. А ещё говорили, что в городах на площадях устраивали балаганы, показывали разные фокусы, угощали, играли. И мы предлагаем вам поиграть.

Конкурс 1. Корзина подвешена на ветке, раскачивается. Двое играющих на расстоянии 3-4 м от неё забрасываю шишки (снежки). Побеждает забросивший быстрее и больше предметов.

Конкурс 2. Соревнуются 2 игрока. Нужен шнур с обозначенной серединой, на концах которого привязаны палочки. По сигналу соревнующиеся должны начать наматывать шнур на палочки. Побеждает тот, кто первым дошёл до середины.

Конкурс 3. Армреслинг.

Конкурс 4. Катание на тележках. На лёгкую тележку становится девочка, а мальчик её везёт. Соревнуются две пары. Побеждает та, которая пришла к финишу первой.

Конкурс 5. Накормить блинами товарища с завязанными глазами.

Конкурс 6. С завязанными глазами нарисовать на доске Маслёну.

Конкурс 7. Попадание «снежками» в Маслёну на точность.

Победители награждаются пряниками.

Гость 1. Хозяюшка, как заканчивалась Масленица?

Она. В самый канун весны по всему селу, по всем закоулкам носили соломенное чучело Маслены. А потом его сжигали. Кончилась твоя власть, Зима. Весна на пороге!

Ряженый 1. А мы Масленицу провожали,
Тяжко-тяжко по ней вздыхали,
Ой, ты, Масленица, воротись,
За берёзу белую зацепись,
До красного лета протянись!

Ряженый 2. Побыла в гостях, пора и честь знать!

С зимушкой простилася.

Ряженый 3. Вот тебе, матушка Весна,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С урожаем богатым!

Хором ряженые. Мы гуляли с вами, теперь сели в сани,

Пели и плясали, больно мы устали.

Кончилось веселице – беритесь за делице,

С нами вы проститеся – блинами угоститеся.

Сцена 12. Все идут во двор сжигать чучело Маслены.

Источники:

http://kk.docdat.com/docs/index-479420.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/muzyka-i-penie/351239-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-russkie-obrjady/page-3
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/maslenitca_provodi_zimi_153521.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии